
Сегодня субкультура аниме производит экспансию не только в пределах азиатско-тихоокеанского региона, но и в культурных пространствах других цивилизаций. Родившись из древней японской гравюры, искусство аниме приобрело утилитарные черты злободневного жанра, сквозь который можно транслировать любой набор идей: от сугубо потребительских и площадно-развлекательных, до научных, геополитических, философских и даже религиозных (см., например, транслировавшуюся в России экранизацию Библии – SuperBook.
Геополитическая тематика распылена в аниме по разным жанрам. Наиболее интересно соотношение сюжета аниме с реальностью. Чаще всего скрипт-райтеры выбирают для событийной коллизии ближайшее прошлое, настоящее или ближайшее будущее. В зависимости от мира, в котором разворачивается геополитический сюжет аниме можно условно разделить на три разновидности:
1) Мир отдаленного будущего: упор на освоение космоса или кибертехнологии, война за гегемонию в Солнечной системе, богатая ретроспекция научно-фантастической литературы, с возможными включениями мистики. Наиболее яркий пример – сага о Гандамах.
2) Фэнтэзийный мир, который имеет точку сообщения с реальностью, как в сериале «Стальной Алхимик». Пространство для воинствующей фантазии не ограничено.
3) Параллельная реальность. В качестве точки отсчета берется момент в истории, когда она могла бы пойти по другому сценарию. Например: что было бы с Японией, если бы она пошла не по пути вестернизации, а по собственной самобытной цивилизационной тропе? Или каким стал бы мир, если бы технический прогресс остановился на паровом двигателе? («Сакура: Война миров»

4) Смешанная реальность. Страны второго плана, как правило затушеваны, а в качестве главных действующих сил обозначены претенденты на мировую гегемонию США, СССР, Китай («Прочти или умри»

5) Выдуманное, или частично выдуманное действие, происходящее в реальном историческом пространстве.
читать на win.ru
Роман БАГДАСАРОВ, Артем СЕРИКОВ